Афанасия Ефремовна Паюсова: Речевой портрет
Вокализм
Оканье (полное оканье, свойственное Поморской группе севернорусского наречия – это различение гласных фонем /о/ и /а/ во всех безударных слогах):
Как болит-то у Васютки да буйна голова,
Он лёжит-то на печки на муравленой
/ка-кбо-л’и”-то уу-ваа-с’у”-тк’и да-бу”-йнаа гооо-ло-ва”
О”н л’о-жыы”-тоо наа-п’ее-чк’и нааа-му-рааа”-вл’е:-но:й/
Ешшо вся-то была сбруюшка призаложона
/е”-шо вс’а-то быы”-лаа сбруу”-йу-шка пр’ии-за-лооо”-жо-на:/
Говорит ему Васютка да таковы слова
/го-во-р’и”т йе-муу” ваа-с’уу”-тка да-таа-ко-выыы” сло-ва:”/
Еканье (различение гласных фонем /е/ и /и/ во всех безударных слогах):
Тут приходит красно солнышко Владимер-князь
/тут пр’и-хо”-д’ит краа”-сноо соо”-лныы-шкоо вла-д’иии”-м’ер кн’а”з’/
Как во стольнём-то во городи во Киеви,
Что у ласкового у князя да у Владимира
/ка-кво-сто”-л’и-но-мто во-го-роо”-д’ии во-к’иии”-йе-в’е:
Што-у-ла”-сы-ко-во-го уу-кн’а”-за да-уу-вла-д’и”-м’е-ра:/
Ёканье (частичное совпадение фонем е закрытого и е после мягкого согласного перед твердым – в обоих случаях после мягкого произносится гласный /о/, а гласный /е/в этом случае будет произноситься перед мягким):
Как болит-то у Васютки да буйна голова,
Он лёжит-то на печки на муравленой
/ка-кбо-л’и”-то уу-ваа-с’у”-тк’и да-бу”-йнаа гооо-ло-ва”
О”н л’о-жыы”-тоо наа-п’ее-чк’и нааа-му-рааа”-вл’е:-но:й/
У того ле чумачка — у цёловальничка
/у-то-го”-л’е чуу-маа-чка” уу-ц’оо-лоо-ваа”-л’и-н’и-чка/
Ты не мошь ле у мня съездить да во чисто полё?
/ты н’е-мо”ш л’е-уу-мн’аа” с’йе”-зд’ит’ да-воо-чи-стооо” по-л’о:”/
Консонантизм
Мягкое чоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ч’/):
У того ле чумачка — у цёловальничка
/у-то-го”-л’е чуу-маа-чка” уу-ц’оо-лоо-ваа”-л’и-н’и-чка/
Говорит он чумачку, да цёловальничку
/го-во-р’и”т он чуу-маа-чкуу” даа-ц’оо-ло-вааа”-л’н’и-чку/
Мягкое цоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ц’/):
У того ле чумачка — у цёловальничка
/у-то-го”-л’е чуу-маа-чка” уу-ц’оо-лоо-ваа”-л’и-н’и-чка/
Говорит он чумачку, да цёловальничку
/го-во-р’и”т он чуу-маа-чкуу” даа-ц’оо-ло-вааа”-л’н’и-чку/
Вы не знаете ле мне да где обручницю
/вы-н’е-зна”-йи-т’ее л’е-мн’е” даа-гд’е” о-брууу”-чн’и-ц’у:/
Долгий твердый шипящий на месте нормативного щ:
Ешшо мне́ чем, Васютке, опохме́литце?
/е”-шо мн’ее”-чиеем ва-с’у”-тк’е о-поо-хм’еее-л’и”-тсе:/
Ешшо вся-то была сбруюшка призаложона
/е”-шо вс’а-то быы”-лаа сбруу”-йу-шка пр’ии-за-лооо”-жо-на:/
Ешшо нечем мне ведь, Васьки, опохмелитце!
/е”-шо н’е”-чем мн’ее-в’ед’ ва”-с’к’ии о-по-хм’еее-л’иии”-тсе:/
Морфонологические особенности
Произношение окончаний родительного падежа прилагательных и притяжательных местоимений -его, -ого с заднеязычным смычным /г/ вместо литературного /в /:
У того ле чумачка — у цёловальничка
/у-то-го”-л’е чуу-маа-чка” уу-ц’оо-лоо-ваа”-л’и-н’и-чка/
Произнесение частицы –ся в возвратных формах глаголов с твердым /c/:
Ешшо мне́ чем, Васютке, опохмелитце?
/е”-шо мн’ее”-чиеем ва-с’у”-тк’е о-поо-хм’еее-л’и”-тсэ:/
Ешшо нечем мне ведь, Васьки, опохмелитце!
/е”-шо н’е”-чем мн’ее-в’ед’ ва”-с’к’ии о-по-хм’еее-л’иии”-тсэ:/
Утрата интервокального /й/ в окончаниях глаголов 3 лица настоящего времени и связанное с этим стяжение соседних гласных:
Тут по гривенке Владимир да князь похаживат
/ту”т по-гр’и”-в’е-нк’ии влаа-д’и”-м’ир да-кн’аа”з’ по-хааа”-жы-ва:т/
Своима́ желтыма́ кудрями да он потряхиват
/сво-и”-ма жо”-лты-маа ку-др’а”-м’и да-о”н по-тр’ааа”-х’и-ва:т/
Употребление в творительном падеже существительных мужского рода множественного числа окончания -ыма вместо –ими (влияние формы исторического двойственного числа):
Своима́ желтыма́ кудрями да он потряхиват
/сво-и”-ма жо”-лты-маа ку-др’а”-м’и да-о”н по-тр’ааа”-х’и-ва:т/
Лексикализованные особенности
Произнесение слова можешь как мошь:
Ты не мошь ле у мня съездить да во чисто полё?
/ты” н’е-мо”ш л’е-уу-мн’аа” сйе”-зд’ит’ да-воо-чи-стооо” по-л’о:”/
Произнесение слова меня как мня:
Ты не мошь ле у мня съездить да во чисто полё?
/ты н’е-мо”ш л’е-уу-мн’аа” сйе”-зд’ит’ да-воо-чи-стооо” по-л’о:”/
Еще все же у мня в городи поженёны
/е”-що вс’е” же-уу-мна” вго”-роо-д’и по-жоо-н’о-ны:/
Особенности, связанные с необходимостью сохранять тонический ритм былинного стиха
Гласная вставка:
Там напало много силушки неверною
/та-мна-па”-ло мнооо”-го с’ии”-лу-шы-к’ии н’е-в’еее”-рно-йу:/