Никита Федорович Ермолин: Речевой портрет
Вокализм
Оканье:
Ах как прежде Рязань да слободой слыла
/а”х ка-кпр’е”-жы-д’ера-з’а”н’ да-слоо-бо-доо”-ислы-ла”/
Ах как нонь-то Рязань да славным городом
/а”х ка-кно”-н’иии-то р’а-за”н да-сла”-внымгоо”-ро-до:м/
Ах осталось у Никиты да дорого́семё́
/а”х а-ста”-лоос’ у-н’и-к’и”-ты да-доо-ро-гоо” с’е-м’о:”/
Еканье:
Ай и стал он шутить шутки немалыя,
Ах немалыя шутки да богатырския.
/а”и и-ста”лы о-ны шу-т’иии”т’ шу”-тк’и н’е-мааа”-лы-йа:
А”х н’е-мааа”-лы-йа шууу”-тк’и да-боо-га-тыы”-рск’и-йааа/
Ёканье:
Ах осталось у Никиты да дорогосемё
/а”х а-ста”-лоос’ у-н’и-к’иии”-ты да-доо-ро-гоо” с’е-м’о:”/
Морфонологические особенности
Окончания прилагательных женского рода множественного числа в родительном падеже –ыя/-ия вместо –ые/-ие:
Ай и стал он шутить шутки немалыя,
Ах немалыя шутки да богатырския.
/а”и и-ста”лы о-ны шу-т’иии”т’ шу”-тк’и н’е-мааа”-лы-йа:
А”х н’е-мааа”-лы-йа шууу”-тк’и да-боо-га-тыы”-рск’и-йааа/
Произнесение частицы –ся в возвратных формах глаголов как –се:
Ах как жил тут Никитушка не старилсе
/ах ка-кжыы”л тут н’и-к’иии”-ту-шкааа н’е-стааа”-р’и-лсе/
Особенности, связанные с необходимостью сохранения тонального размера былинного стиха
Гласная вставка:
Ах как прежде Рязань да слободой слыла
/а”х ка-кпр’е”-жы-д’е р’и-з’а”н’ да-слоо-бо-доо”-и слы-ла”/