Федосья Федотовна Осташова: Речевой портрет
Вокализм
Оканье (полное оканье, свойственное Поморской группе севернорусского наречия – это различение гласных фонем /о/ и /а/ во всех безударных слогах):
Как про старого сказать, да про удалого,
/ка:к-про-ста”-ро-го сы-ка-за: ”д’ да-проо-йуу-да”-ло-гу:/
Про удалого сказать да добра молодца.
/про:-йу-да”-ло-го сы-ка”-заа-д’ да-до”б-раа мооо”-ло-ц:а:/
Он откатывал бочки да сороковочки.
/о:н-от-ка”-ты-ва-лы бо: ”-чк’и да-соо-роо-коо”-во-чк’и:/
Реализация очень закрытого лабиализованного гласного на месте /о/ (нерегулярно проявляющийся рефлекс некогда существовавшего в севернорусских говорах закрытого /о/):
Как про старого сказать, да про удалого,
/ка:к-про-ста”-ро-го сы-ка-за: ”д’ да-проо-йуу-да”-ло-гу:/
Еканье (различение гласных фонем /е/ и /и/ во всех безударных слогах):
Во хмелю детинка да выпиваитце,
/во:-хм’е”-л’уу д’ее-ти:”-нка да-выы-п’и-ваа”-и-цы:/
Произношение протетического /й/ в начале слова перед /у/:
Как про старого сказать, да про удалого,
/ка:к-про-ста”-ро-го сы-ка-за:”д’ да-проо йуу-да”-ло-гу:/
Про удалого сказать да добра молодца.
/про:-йу-да”-ло-го сы-ка”-заа-д’ да-до”б-раа мооо”-ло-ц:а:/
Консонантизм
Мягкое цоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ц’/):
Во хмелю детинка да выпиваитца,
/во:-хм’е-л’уу” д’ее-ти:”н-ка да-выы-п’и-ваа”-и-ц’и:/
Он ведь силушкою да похваляитца:
/о”:н-в’ед’ сии”-лу-шко:й да-пох-ваа-л’аа”-и-ц’и:/
Морфонологические особенности
Утрата интервокального /й/ в окончаниях глаголов 3 лица настоящего времени и связанное с этим стяжение соседних гласных:
Как про старого сказать, да про удалого,
/ка:к-про-ста”-ро-го сы-ка-за:”д’ да-проо йуу-да”-ло-гу:/
Особенности, связанные с необходимостью сохранять тонический ритм былинного стиха
Гласная вставка:
Как про старого сказать, да про удалого,
/ка:к про-ста”-ро-го сы-ка-за:”д’ да-проо-йуу-да”-ло-гу:
Про удалого сказать да добра молодца.
/про:-йу-да”-ло-го сы-ка-заа”-д’ да-до”б-раа мооо”-ло-ц:а:/