Фома Алексеевич Чупров: Речевой портрет

 

Вокализм

 

Оканье (полное оканье, свойственное Поморской группе севернорусского наречия – это различение гласных фонем /о/ и /а/ во всех безударных слогах):

 

За великую досаду показалосе 

/за-в’е-л’и”-куу-йуу да-са-ду по-каа-заааа”-ло-с’е:/

chfoma1.mp3

 

Кровь горячая да раскипелосе

/кро”ф’ го-р’а”-ча-йа да-ро-ск’и-п’еее”-ло-с’е/

chfoma2.mp3

 

Консонатизм

 

Мягкое чоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ч’/):

 

А не видно было поездки молодечкаей 

/а-н’е-в’и”-н:о бы”-ло по-йе”-стк’и ма-ла-д’еее”-ч’ка-йе:й/

chfoma5.mp3

 

А копейча по насадкам извихнулися 

/а-ко-п’е”й-ча по-на-саа”-ткам и-зв’и-хнууу”-л’и:-с’а/

chfoma7.mp3

 

Произношение долгого сонанта на месте сочетания гоморганного сочетания смычного шумного и сонанта (реализация фаукального взрыва):

 

Только видно было в чистом поле 

/то-л’ко ви”-н:о бы”-ло фчи”-стом по”-л’е/

chfoma4.mp3

 

А не винно было поездки молодечкаей 

/а-н’е-в’и”-н:о бы”-ло по-йе”-стк’и ма-ла-д’еее”-ч’ка-йе:й/

chfoma5.mp3

 

Морфонологические особенности

 

Употребление окончания –а во множественном числе существительных  среднего рода в именительном и винительном падежах (использование формы исторического двойственного числа):

 

Могучие плеча расходилисе 

/мо-гу”-чи-йа плеее-ча” ра-схаа-д’иии”-л’и:-с’а:/

chfoma8.mp3

 

Произнесение частицы –ся в возвратных формах  глаголов как –се:

 

За великую досаду показалосе

/за-в’е-л’и”-куу-йуу да-са-ду по-каа-заааа”-ло-с’е:/

chfoma1.mp3

 

Кровь горячая да раскипелосе 

/кро”ф’ го-р’а”-ча-йа да-ро-ск’и-п’еее”-ло-с’е/

chfoma2.mp3

 

Стал ругатися, да все бранитися 

/ста”лру-гаа”-т’и-с’а да-фс’о-бра-н’и:”-т’и:-с’а:/

chfoma6.mp3

 

Лексикализованные особенности некоторых слов

 

Реализация глагольной формы говорит как гыт:

 

Он тогда это сказал, «Не удастся», гыт (говорит) 

/о”н то-гда”  е”-то ска-за”л н’е- уда”-сца гы”т/

chfoma3.mp3