Николай Фёдорович Поздяков (Поздняков): Речевой портрет

 

Вокализм

 

Оканье (полное оканье, свойственное Поморской группе севернорусского наречия – это различение гласных фонем /о/ и /а/ во всех безударных слогах):

 

Как во главном-то городи во Киеве
А уж как жил-то ведь тут Илья по ба<...> 

/ка-ко-гла”-вы-ноо-мтоо гоо”-роо-д’и о-к’ии”-йе:-в’е
А-у-жка-кжы”-лы-тоо в’е”-д’и-туут и-ли-йа” по-бааа”…/

pozd1

А в помо́гу ёму ведь еще два богатыря:
Аж как Олёша Поповиць ды Добрынюшка 

/а-впо-моо”-гуу йоо-муу в’е”д’ е”-счо дваа” ба-га-ты-р’а”-э:
А”-жкак о-л’оо”-шаа поо-поо”-в’ииц’ ды-до-брыыы”-н’у-шка:-в’ед’/

pozd3

Ничего я не забыл, голубушка, наросьнё поехал 

/ни-че-го” йа” н’е-заа-бы”-лы гоо-лу”-бу-шка на-роо”-с’но по-йе”-ха:л/

pozd8

 

Ёканье (частичное совпадение фонем е закрытого и е после мягкого согласного перед твердым – в обоих случаях после мягкого произносится гласный /о/, а гласный /е/в этом случае будет произноситься перед мягким):

 

А он сидел да охранял ведь тут-то Киёв-град 

/а-о”н с’и-д’е”л да-оо-храа-н’а”-лы в’е”-д’и-ту-тэ к’иие-йо:”в гра:”д/

pozd2

А в помо́гу ёму ведь еще два богатыря:
Аж как Олёша Поповиць ды Добрынюшка 

/а-впо-моо”-гуу йоо-муу в’е”д’ е”-счо дваа” ба-га-ты-р’а”-э:
А”-жкак о-л’оо”-шаа поо-поо”-в’ииц’ ды-до-брыыы”-н’у-шка:-в’ед’/

pozd3

А временём он в этот хутор заежжал когда

/а-вр’е-м’е-н’оо”м о”-ны вээ”-то-ты хуу”-тор за-йе:”-жаал- ко-гда”-о:/

pozd4

Ничего я не забыл, голубушка, наросьнё поехал 

/ни-че-го” йа” н’е-заа-бы”-лы гоо-лу”-бу-шка на-роо”-с’но по-йе”-ха:л/

pozd8

 

Еканье (различение гласных фонем /е/ и /и/ во всех безударных слогах):

 

А временём он в этот хутор заежжал когда 

/а-вр’е-м’е-н’оо”м о”-ны вээ”-то-ты хуу”-тор за-йе:”-жаал- ко-гда”-о:/

pozd4

Если ро́дитсе девчина – золоту казну
Не жалей, воспитывай, обувай, пой, как надобно 

/е”-сл’и ро”-д’и-тс’ее д’ее-вчии”-на зо:-ло:-тууу ка-зну:
Н’е жа-л’ее”й воо-сп’ии”-тыы-ваи о-бу-ваа”й по”й ка-кнааа”-да-бно/

pozd11

 

Консонантизм

 

Мягкое цоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ц’/):

 

А в помо́гу ёму ведь еще два богатыря:
Аж как Олёша Поповиць ды Добрынюшка 

/а-впо-моо”-гуу йоо-муу в’е”д’ е”-счо дваа” ба-га-ты-р’а”-э:
А”-жкак о-л’оо”-шаа поо-поо”-в’ииц’ ды-до-брыыы”-н’у-шка:-в’ед’/

pozd3

Да Илью-то Муромця давно уже ждет 

/да-и-л’йу”-то муу”-ро-ме-ц’а да-внооо”-уж жд’о:”т/

pozd7

А он ведь будёт ту-де проситьсе на цюжую сторону́ 

/а-о”н в’е”д’ бу-д’о”т туу”-д’е про-с’и”-тс’е наа-ц’у-жу”-йу сто”-ро-ну/

pozd13

 

Морфонологические особенности

 

Утрата интервокального  /й/  в окончаниях  глаголов 3 лица настоящего времени и связанное с этим стяжение соседних гласных:

 

А приезжает тут – Ири́нья-та похаживат 

/а-пр’и-йе-зжа”-йет ту”т ии-р’ии”-нйаа-та по-хааа”-жы-ват/

pozd6

А выкидыват одной рукой высоко подверьх,
А второй-то рукой да и подхватыват

/а-вы-к’и”-ды-ваат о-ды-ноо”й ру-ко”й вы-са-кооо” по-дв’е”рх
А-вто-ро”-и-то руу-ко”-и и-по-дхвааа”-ты-ват/

pozd17

Вот вытаскиват латы-ти булатныя 

/во”т вы-та”-сы-к’ии-ва-ты лаа”-тыы –т’и бу-лааа”-тны-йа/

pozd20

 

Произнесение частицы –ся в возвратных формах  глаголов как –се:

 

А это что у вас, Ири́нья, тут подня́лосе

/а-э”-то што-у-ва”с ии-р’и”-нйаа ту”-ты по-дн’ааа”-ло-с’е:/

pozd9

Если ро́дитсе девчина – золоту казну
Не жалей, воспитывай, обувай, пой, как надобно 

/е”-сл’и ро”-д’и-тс’ее д’ее-вчии”-на зо:-ло:-тууу ка-зну:
Н’е жа-л’ее”й воо-сп’ии”-тыы-ваи о-бу-ваа”й по”й ка-кнааа”-да-бно/

pozd11

А есле сынок-от вот ро́дитсе – дак вот дам латы булатныя

/а-йе”-сл’е сы-ноо”-коо-твот роо-д’и”-тс’е да”к вот да”м лаа-тыы” бу-лаа”-тныы-йа:/

pozd12

 

Употребление в прилагательных женского рода множественного числа в родительном падеже  окончаний –ыя/-ия вместо –ые/-ие:

 

А есле сынок-от вот ро́дитсе – дак вот дам латы булатныя

/а-йе”-сл’е сы-ноо”-коо-твот роо-д’и”-тс’е да”к вот да”м лаа-тыы” бу-лаа”-тныы-йа:/

pozd12

Вот вытаскиват латы-ти булатныя 

/во”т вы-та”-сы-к’ии-ва-ты лаа”-тыы –т’и бу-лааа”-тны-йа/

pozd20

 

Употребление окончания –ма в соответствии с нормативным -ми в творительном падеже прилагательных мужского рода множественного числа (влияние формы исторического двойственного числа):

 

А и распоряжаетсе над своима-то работникама

/а-и-ра-спо-р’а-жа”-и-цаа наа-дсвоо-ии”-ма-то ра-бооо”-тн’и-ка-м’а/

pozd21

 

Употребление окончания /йот/ на месте орфографического -ет в глаголах 3 лица единственного числа настоящего времени:

 

А он ведь будёт ту-де проситьсе на цюжую сторону́

/а-о”н в’е”д’ бу-д’о”т туу”-д’е про-с’и”-тс’е наа-ц’у-жу”-йу сто”-ро-ну/

pozd13

 

Отличные от нормативных окончания в именительном падеже единственного числа мужского рода прилагательных – безударная флексия –ый в соответствии с литературной -ой:

 

А уж ты где же ведь конёк-от самолучшой у тя? 

/а-у”ж-ты гд’е” же-в’е”д’ коо-н’оо”-кот са-ма-лууу”-чшой у-т’а/

pozd15

 

Употребление в винительном падеже множественного числа модели мужского рода для слова ноченька – использована форма ноченьков:

 

А он несколько ноченьков провёл уже 

/а”-о-ны н’ее”-скоо-л’коо ноо”-че-н’и-ков про-в’оо”л у-же:”/

pozd5

 

Окончание –и в существительных среднего рода винительного падежа множественного числа: 

 

Это мамушка смотрит да в окни еще 

/э”-та маа”-му-шы-каа смоо”-тр’ит да-во-кн’иии” йе-ще”/

pozd18

 

Лексикализованные особенности

 

Произношение слова будто как быдто:

 

Ведь как быдто я не молоденька 

/в’е”д’ ка-кбы”-дто йа” н’ее-мо-лооо”-д’е-н’ка:/

pozd10

 

Уменьшительно-ласкательная форма слова конь как коничек (в винительном падеже коничка)

 

А своёго-то ко́ничка оставил пока 

/а-сво-йоо”-гоо-то коо”-н’ии-чка о-стааа”-в’ил по-ка:”-е:/

pozd14

 

Произношение слова можешь, как можь:

 

А ну-ко, можь ле ты его ведь да носить еще? 

/а-ну”-ко мо”ж-ле-тыы йее-гоо-в’ед’ да-на-с’ииит’ йе-ще/

pozd19

 

Произношение слова обеими, как обема:

 

Уж как взялся этот Мишенька обема̀ рукѝ,
А обема-то руками – да только от полу оторвал

/у”-жкак вз’а”-лс’а йее-тот м’ии”-шы-н’ка о-бе-мааа ру-к’и”
А-о-б’е”-маа-таа руу-киа”-м’и да-то-л’и-ко о-тпо”-лу о-то-рва:”л/

pozd16

 

Произнесение слова тебя как тя:

 

А уж ты где же ведь конёк-от самолучшой у тя

/а-у”ж-ты гд’е” же-в’е”д’ коо-н’оо”-кот са-ма-лууу”-чшой у-т’а/

pozd15

 

Особенности, связанные с необходимостью сохранять тонический ритм былинного стиха

 

Гласная вставка:

 

Как во главном-то городи во Киеве
А уж как жил-то ведь тут Илья по ба<...> 

/ка-ко-гла”-вы-ноо-мтоо гоо”-роо-д’и о-к’ии”-йе:-в’е
А-у-жка-кжы”-лы-тоо в’е”-д’и-туут и-ли-йа” по-бааа”…/

pozd1

А он сидел да охранял ведь тут-то Киёв-град 

/а-о”н с’и-д’е”л да-оо-храа-н’а”-лы в’е”-д’и-ту-тэ к’иие-йо:”в гра:”д/

pozd2