Офимья Васильевна Терентьева: Речевой портрет
Вокализм
Оканье (полное оканье, свойственное Поморской группе севернорусского наречия – это различение гласных фонем /о/ и /а/ во всех безударных слогах):
Во городи во Киеви,
А у ласково князя да у Владимира
/ во-гоо”-ро-д’и во-к’иии”-йее-в’и
А-у-ла”-сы-кооо-во кн’а”-з’а да-у-вла-д’и”-м’и:-ра/
А богатой-от хвастат золотой казной
/а-бо”-гаа-то-йот хва”-стат зоо-лоо-то”й ка-зно”й/
А ище глу... глупой-от хвастат молодой женой,
А нерозумной-от хвастаёт родной сёстрой
/а-и”-ще глуу-глуу”-паа-йот хва”-ста-ты моо-ло-до”й жее-но”й
А-н’е-ро-зууу”-мно-йот хва”-ста-йот ро-ды-нооо”й с’ее-стро”й/
Ёканье (частичное совпадение фонем е закрытого и е после мягкого согласного перед твердым – в обоих случаях после мягкого произносится гласный /о/, а гласный /е/в этом случае будет произноситься перед мягким):
Заводилось пированьицё, почестён пир
/за-во-д’и”-лос’ п’ии-роо-ва”-н’йии-ц’о по-чеее”-ст’о”н п’и”р/
А ище все у нас во городи поженёны
/а-и”-ще вс’ее” у-на”с воо-гоо”-ро-д’ии по-жее”-н’о-ны/
Не отдам я за носьнёго да полуноцьника
/н’е-о-тда”м йа” заа-но-с’н’ооо”-го да-по-лу-нооо”-ц’н’иии-ка/
Консонантизм
Мягкое цоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ц’/):
А про тех же купцей-людей прожитоцьных
/а-про-т’е”-хы-жее ку-пы-ц’ее”й л’у-д’е”й про-жыы”-таа-ц’ных/
А походоцька у ней бы — да как павиная
/а-по-хо”-до-ц’каа уу-н’е”-йбы да-ка-кпа-в’иии”-наа-йа:/
Оци ясны-ти у ей — да соколиныя,
А брови церны-ти у ей — да соболиныя
/о”-ц’и йа”-сы-ны-т’и уу-йе”й да-соо-ко-л’и”-ныы-йа
А-бро”-в’и ц’е”-рны-т’ии уу-йее”й даа-со-бо-л’иии”-ныыы-йа/
Упрощение консонансов с выпадением одного из элементов консонанса:
А один я во городи холс‹т› хожу,
А холс‹т› я хожу да не жонат слыву
/а-о-д’ии”н йаа” воо-гоо”-ро-д’и хооо”лс хо-жу:”
А-хо”лс йаа” хоо-жуу” да-н’е-жо-нааа”т слы-ву”/
Морфонологические особенности
Употребление окончания –ей (по мягкому варианту склонения) в соответствии с нормативным –ов (в твердом варианте склонения) в родительном падеже существительных мужского рода множественного числа после основы, оканчивающейся на мягкий /ц/:
А про тех же купцей-людей прожитоцьных
/а-про-т’е”-хы-жее ку-пы-ц’ее”й л’у-д’е”й про-жыы”-таа-ц’ных/
Произнесение частицы –ся в возвратных формах глаголов как –се:
А ище все на пиру да напивалисе,
А ище все на чесно́м да наедалисе
/а-и”-ще вс’ее” наа-п’ии-ру” да-на-п’ии-ваа”-л’иии-с’е
А-и”-ще вс’ее наа че-сы-но”м да-нааа-йе-да”-л’и-с’е/
Ну, ведь стал тут да всё да он ведь свататьсе
/ну-в’е”д’ ста”-лы-ту-ты да-вс’о” да-о”н в’е”д’ свааа”-тааа-т’с’е/
Утрата интервокального /й/ в окончаниях глаголов 3 лица настоящего времени и связанное с этим стяжение соседних гласных:
А богатой-от хвастат золотой казной
/а-бо”-гаа-то-йот хва”-стат зоо-лоо-то”й ка-зно”й/
А ище глу... глупой-от хвастат молодой женой,
А нерозумной-от хвастаёт родной сёстрой
/а-и”-ще глуу-глуу”-паа-йот хва”-ста-ты моо-ло-до”й жее-но”й
А-н’е-ро-зууу”-мно-йот хва”-ста-йот ро-ды-нооо”й с’ее-стро”й/
А Владимир-князь по гринюшки похаживат
/а-вла-д’и”-м’ир кн’а”з’ по-гр’ии”-ну-шы-к’ии по-хаа”-жыыы-ват/
Употребление в творительном падеже существительных мужского рода множественного числа окончания -ыма вместо –ими (влияние формы исторического двойственного числа):
А он ведь белыма руками да прирозмахиват
/а-о”н в’е”д’ б’ее”-лыы-маа ру-каа”-м’и да-пр’и-ро-змааа”-х’ии-ва:т/
А он злачёныма перстнями да принащалкиват
/а-о”н зла-чо”-ны-маа п’е-р’и-с’и-н’а”-м’и да-при’-на-ща”-лк’иии-ва:т/
Употребление окончания /йот/ на месте орфографического -ет в глаголах 3 лица единственного числа настоящего времени:
А ище глу... глупой-от хвастат молодой женой,
А нерозумной-от хвастаёт родной сёстрой
/а-и”-ще глуу-глуу”-паа-йот хва”-ста-ты моо-ло-до”й жее-но”й
А-н’е-ро-зууу”-мно-йот хва”-ста-йот ро-ды-нооо”й с’ее-стро”й/
А выставаёт тут удалой да доброй молодець
/а-вы-ста-ва”-йот ту-ту-да”-лой да-до”-бы-рой мооо”-ло-д’ец’/
Произношение окончаний родительного падежа прилагательных и притяжательных местоимений -его, -ого с заднеязычным смычным /г/ вместо литературного /в /:
Ай з-за того же з-за столба из-за стеклянного
/а”-йза то-го”-же за-сы-то-лы-ба” и-за-ст’и-кл’аа”-нооо-го/
Из-за того из-за стола из-за дубового
/и”-за то-го” и-за-сы-тоо-лаа” и-за-ду-бооо”-вооо-го/
Особенности, связанные с необходимостью сохранять тонический ритм былинного стиха
Гласная вставка:
Во городи во Киеви,
А у ласково князя да у Владимира
/ во-гоо”-ро-д’и во-к’иии”-йее-в’и
А-у-ла”-сы-кооо-во кн’а”-з’а да-у-вла-д’и”-м’и:-ра/
А про тех же купцей-людей прожитоцьных
/а-про-т’е”-хы-жее ку-пы-ц’ее”й л’у-д’е”й про-жыы”-таа-ц’ных/
А ище глу... глупой-от хвастат молодой женой,
А нерозумной-от хвастаёт родной сёстрой
/а-и”-ще глуу-глуу”-паа-йот хва”-ста-ты моо-ло-до”й жее-но”й
А-н’е-ро-зууу”-мно-йот хва”-ста-йот ро-ды-нооо”й с’ее-стро”й/