Татьяна Александровна Коршако̀ва: Речевой портрет

 

Вокализм

 

Оканье (полное оканье, свойственное Поморской группе севернорусского наречия – это различение гласных фонем /о/ и /а/ во всех безударных слогах):

 

Все родны-те у ёго да тут(ы) родители

/вс’е” ро”-дны-т’е уу-йоо-гоо” да-ту”-ты роо-д’ииии”-т’е-л’и/

korsh3

 

А дороги мы гости, да дороги вед(и) вы

/а-до-ро-г’и” мыы” го”-ст’и да-доо-роо-г’ииии” в’е”-д’и-вы/

korsh10

 

А вот один-то я, доб(ы)рой(и) молодец(и), холос(ы) хожу 

/а-во”т о-д’и”-нто йа” до”-бы-ро-йи моо”-ло-д’е-ц’и хоо-лоо”-сы хоо-жу”/

korsh11

 

Ёканье (частичное совпадение фонем е закрытого и е после мягкого согласного перед твердым – в обоих случаях после мягкого произносится гласный /о/, а гласный /е/в этом случае будет произноситься перед мягким):

 

У нашого к(ы)нязя было у Владимера,
И собиралсе у ёго да час(ы)ный(и) важ(ы)ный(и) пир 

/у-наа”-шоо-го кы-н’ааа”-з’а бы”-ло у-вла-д’иии”-м’е-ра
и-со-б’и-ра”-лс’е уу-йоо-гоо” да-ча-сы-ны”-йи вааа”-жны-йи п’и”р/

korsh1

 

Все родны-те у ёго да тут(ы) родители 

/вс’е” ро”-дны-т’е уу-йоо-гоо” да-ту”-ты роо-д’ииии”-т’е-л’и/

korsh3

 

Еканье (различение гласных фонем /е/ и /и/ во всех безударных слогах):

 

А тиха-смирна вед(и) тут(ы) рец(и) – дак(ы) лебедин(ы)ная

/а-т’и”-ха см’и”-рна в’е”-д’и ту”-ты р’е”-ц’и да”-кы л’ее-б’е-д’ии”-ны-ны-йа/

korsh14

 

И за скатерти они да тут(ы) кам(ы)чат(ы)ныя

/и-за-ска”-т’е-рт’ии оо-н’и” даа-ту”-ты ка-мы-чаа”-ты-ныы-йа/

korsh5

 

Консонантизм

 

Мягкое цоканье (совпадение литературных аффрикат /ц/ и /ч’/ в мягком /ц’/):

 

А вот один-то я, доб(ы)рой(и) молодец(и), холос(ы) хожу

/а-во”т о-д’и”-нто йа” до”-бы-ро-йи моо”-ло-д’е-ц’и хоо-лоо”-сы хоо-жу”/

korsh11

 

А штобы походоцька у ней была павин(ы)ная 

/а-што”-бы по-хо”-до-ц’каа у-н’е”й быы-ла” па-в’иии”-ны-на-йа/

korsh13

 

А тиха-смирна вед(и) тут(ы) рец(и) – дак(ы) лебедин(ы)ная

/а-т’и”-ха см’и”-рна в’е”-д’и ту”-ты р’е”-ц’и да”-кы л’ее-б’е-д’ии”-ны-ны-йа/

korsh14

 

Упрощение консонансов с выпадением одного из элементов консонанса:

 

А вот один-то я, доб(ы)рой(и) молодец(и), холос(ы) хожу

/а-во”т о-д’и”-нто йа” до”-бы-ро-йи моо”-ло-д’е-ц’и хоо-лоо”-сы хоо-жу”/

korsh11

 

А я холос(ы)-то хожу да нежонат-от живу

/а-йа” хо-ло”-сы-тоо хоо-жу” да-н’ее-жо-наааа”-тот жы-ву”/

korsh12

 

Морфонологические особенности

 

Отличные от нормативных окончания в именительном падеже единственного числа мужского рода прилагательных – безударная флексия –ый в соответствии с литературной -ой:

 

А вот один-то я, доб(ы)рой(и) молодец(и), холос(ы) хожу 

/а-во”т о-д’и”-нто йа” до”-бы-ро-йи моо”-ло-д’е-ц’и хоо-лоо”-сы хоо-жу”/

korsh11

 

Произношение окончаний родительного падежа прилагательных и притяжательных местоимений -его, -ого с заднеязычным смычным /г/ вместо литературного /в /:

 

У нашого к(ы)нязя было у Владимера,
И собиралсе у ёго да час(ы)ный(и) важ(ы)ный(и) пир

/у-наа”-шоо-го кы-н’ааа”-з’а бы”-ло у-вла-д’иии”-м’е-ра
и-со-б’и-ра”-лс’е уу-йоо-гоо” да-ча-сы-ны”-йи вааа”-жны-йи п’и”р/

korsh1

 

Все родны-те у ёго да тут(ы) родители 

/вс’е” ро”-дны-т’е уу-йоо-гоо” да-ту”-ты роо-д’ииии”-т’е-л’и/

korsh3

 

Произнесение частицы –ся в возвратных формах  глаголов как –се:

 

У нашого к(ы)нязя было у Владимера,
И собиралсе у ёго да час(ы)ный(и) важ(ы)ный(и) пир

/у-наа”-шоо-го кы-н’ааа”-з’а бы”-ло у-вла-д’иии”-м’е-ра
и-со-б’и-ра”-лс’е уу-йоо-гоо” да-ча-сы-ны”-йи вааа”-жны-йи п’и”р/

korsh1

 

А собиралисе-т ведь все да тут(ы) съежжалисе

/а-со-б’и-ра”-л’и-с’еет в’е”д’ вс’е” даа-ту”-ты сйе-жааа”-л’и-с’е/

korsh2

 

И садилисе они да за столы дубовыя

/и-са-д’и”-л’и-с’ее оо-н’и” даа-за-сто-лы” ду-боооо”-вы-йа/

korsh4

 

Они все-ти тут(ы) дак(ы) наедалисе

/о”-н’и вс’еее”-т’и ту”-ты да-кы-наа-йее-даааа”-л’и-с’е/

korsh7

 

Употребление в прилагательных женского рода множественного числа в родительном падеже  окончаний –ыя/-ия вместо –ые/-ие:

 

И садилисе они да за столы дубовыя

/и-са-д’и”-л’и-с’ее оо-н’и” даа-за-сто-лы” ду-боооо”-вы-йа/

korsh4

 

И за скатерти они да тут(ы) кам(ы)чат(ы)ныя 

/и-за-ска”-т’е-рт’ии оо-н’и” даа-ту”-ты ка-мы-чаа”-ты-ныы-йа/

korsh5

 

А за напиточки они да тут(ы) за с(ы)лад(ы)кия

/а-за-на-п’и”-то-чк’ии оо-н’и” да-ту”-ты за-сы-ла”-ты-к’и-йа/

korsh6

 

Употребление  родительного, винительного  падежей местоимения он  во множественном числе после предлога без протетического /н’/, в форме его:

 

А вот(ы) стал(ы) тут(ы) Иванушко у их всё выспрашивать 

/а-во”-ты ста”-лы ту”-ты ии-ва”-ну-шко у-их вс’о” вы-спраааа”-шы-ват’/

korsh8

 

А он выспрашиват(и) у их(ы), да в(ы)сё выведывать

/а-о”н вы-спра”-шы-ваа-т’и уу-и”-хы да-вы-с’о” вы-в’ееее”-ды-ват’/

korsh9

 

Особенности, связанные с необходимостью сохранять тонический ритм былинного стиха

 

Гласная вставка:

 

Все родны-те у ёго да тут(ы) родители 

/вс’е” ро”-дны-т’е уу-йоо-гоо” да-ту”-ты роо-д’ииии”-т’е-л’и/

korsh3

 

А дороги мы гости, да дороги вед(и) вы

/а-до-ро-г’и” мыы” го”-ст’и да-доо-роо-г’ииии” в’е”-д’и-вы/

korsh10

 

А вот один-то я, доб(ы)рой(и) молодец(и), холос(ы) хожу 

/а-во”т о-д’и”-нто йа” до”-бы-ро-йи моо”-ло-д’е-ц’и хоо-лоо”-сы хоо-жу”/

korsh11