Некий жил-был богат человек [Два брата Лазаря]
Зап. от Максима Григорьевича Антонова, 59 л., в д. Усть-Низема Лешуконского р-на А. М. Астаховой 01.07.1928 г.
РО ИРЛИ, р. V, к. 5, п. 14, ед. хр. 4, л. 2 — 5 (п. з.); б. ркп. (до начала 53-й строки, далее текст не перебелен) — там же, ед. хр. 8, л. 2 — 3 об.
Текст воспроизводится по изданию: Петрова Л. И. Духовные стихи на Мезени: (Из полевых тетрадей А. М. Астаховой 1928 г.) // Русский фольклор: Материалы и исследования, СПб., 2004. Т. 32. № 5. С. 323—324.
Некий жил-был богат человек.
Как пил-ел сладко, носил хорошо,
Да сахарные ествы богат воскушал,
Дороги одежды богат одевал —
Бедных, нищих он в дом не пущал,
Да при пути ходящих путя не сказал,
В темницы сидящих никогда не посещал,
Да во гробе мёртвых никогда не спровожал!
Да был у богатого убогий(и)1 брат.
Да приходит Лазарь к брату своему:
«Да братец ты, братец мой родной!
Да ты же мине, братец, напой-накорми!
Да ты же мине, братец, обуй и одежь!
Да ты же мине, братец, на путь спроводи!»
Да закрычал богатоей, как лютый пёс:
«Ты мне не братец, да ты не родной!
Да есь у мня2 братья почище тебя:
Да гости торговы — те братья мои,
Други-бояра — то гости мои!»
Вывел убога вон да и за3 ворота.
Лёжит убогой день4 до вечера.5
Было у богатого два лютые пса;
По подстолью ходят да крошки сбирают,
Крошки сбирают — убогому носят,
Цирьи и раны зализывают.
Да андели душу воспитывают.
Да лежит убогой день до вецера.
Очи-ти вз<в>ел-то да на небеса,
Он руци-то склад на голову,
Нацал убогой молитву творить:
«Господи, Спас многомилосливой!
Да выслушай, Господь Бог, молитву мою:
Да присылай, Господь Бог, с небес анделов —
Грозных анделов, а не милосливыих!»
Да нечесно душ[у] п[овынети велит]:6
«Так моя душа поцарствовыла».
Да выслушал Господь всю молитву ево,
Да прислал с небес анделов —
А тихих и смирных, и милосливых,
Да честну душу-то повынеть велел,
Да чесну душу же обрящеть велел.
Да положили душу на пелены,
Да вознесли душу на небеса
Да к Исаку, к Авраму и к Иякову в рай.
А да гуляет богатой день до вечера.
А да вышел богатой гостей спровожать —
Да стретила богатого Божья страсть:
А да вызнела богатого вельми высоко,
Да бросила богатого о землю.
Да не узнал богатой двора своево,
Да не узнал богатой детий7 и жену.
Да нашла на богатого Божья скорбь:
А да лёжит богатой день до вечеры.
Оци-то возвел на небеса,
Да руци-то складывает себе на голову,
Да начал богатой молитву творить:
«Да Господи, Спас Многомилостивой!
Да выслушай, Господь, молитву мою:
Да присылай, Господь, с небес анделов —
Да тихих и смирных, и милостивых!»
Да чесну душу повынети велит,
Да чесну душу-то обрящеть велит.
Да выслушал Господь молитву его,
Да прислал-то с небес анделов —
А грозных анделов, не милосливых!
Да нечесну душу повынеть велел,
Да нечесну душу обрящеть велел.
Да крюком и боком повыбили,
Да воткнули душу на востры копья, то
А да вознесли душу вельми высоко,
Да бросили душу в креме(и)шной8 ад!
Да горит богатой с день до вечера!
Да узрил богатой Аврама в раю,
Да возле Авраамия — брата Лазаря.
Да закрывал богатый, аки лютый пёс:
«Да братец-де, братец-де, ты мой родной!
Да сомокни, сомокни хоть едину пёрст —
Сокропи, сокропи хот<ь> уста ты мои!
Да кабы мне-ка, братец, всему не сгореть!»
Да отвечат Аврам за Лазаря:
«Ты мне не братец, да ты мне не родной!
Да есь у тебя братья почище миня,
Да гостья торговы — те люди твои!
Где же у тебя эти братья твои?»
«Дом мой — хоромы огонь попахал,
А сильнё именье все прахом взелось!»
1 В п. з. «убогийи». Конечное «и» приписано к сказанному «убогий» во время пения. В б. ркп. «убогий». Считаем конечное «и» в п. з. огласовкой предшествующего звука.
2 В б. ркп. «меня», что считаем неточным воспроизведением п. з.
3 В п. з. и б. ркп. вместо «и за ворота» — «из-за ворота» (что приводит к искажению смысла фразы).
4 В п. з. «ден» (вероятно, «ь» на конце слова остался недописанным). В б. ркп. над словом «день» поставлен, а затем зачеркнут знак вопроса.
5 В п. з. после «ч» наложение «о» и «е».
6 Часть строки, заключенная в скобки, в п. з. осталась незафиксированной. Печ. по б. ркп., где текст восстановлен, вероятно, по аналогии со строкой 61.
7 В б. ркп. в пропетом варианте «дети», что считаем не совмем точной передачей п. з., где «и» надписано не над всем окончанием сказанного «детей», а именно над буквой «е».
8 В п. з. «кремеишной»; считаем «и, вставленное в текст во время пения, результатом вибрации предыдущего звука «е» при распеве слога.